Старые производственники судостроительного завода и старожилы, рассказывая о продукции, изготовляемой заводом до 1917 |года, с восхищением говорили|о «громадной», по их словам, фарже «Марфа-Посадница».
Подробности о постройке этой баржи никто не помнит. Обширная переписка никаких результатов- не дала. Наконец удалось найти в Торьков-ской областной библиотеке книгу И. А. Шубина «Волга и волжское судоходство», изданную в 1927 году, в которой дана характеристика баржи «Марфа-Посадница».
В разделе «Судостроительные заводы в Окском бассейне» И. А. Шубин пишет:
«В бассейне реки Оки можно отметить судостроительные заводы… Семёнычева и Шорина в Гороховце.
(О заводе Семёнычева написана отдельная статья). ‘
«Котельный завод Ивана Александровича Шорина, кроме пароходных котлов, делал только железные баржи и дот стиг в этом большого совершенства, так что, когда председатель Нижегородского биржевого общества Д. В. Сироткин задумал создать свою знаменитую «Марфу-Посадницу», он заказал её по своим чертежам заводу Шорина. Шорин выполнил задание, после чего построил ещё ряд однотипных барж-гигантов по заказу Сироткина, а затем — общества. «Волга» и товарищества братьев Нобель».
И далее:
«Сироткин в 1907 году выпустил свою железную «Марфу-Посадницу», произведшею в баржевом судостроении такой же переворот, как некогда в паровом судостроении пароходы американского типа.
Баржа, построенная по чертежам Сироткина на заводе И. А. Шорина в г. Гороховце на реке Клязьме, имела невиданные и неслыханные на Волге размеры: 72 сажени в длину и 10 саженей в ширину, при грузоподъёмности 550000 пудов наливного груза на осадке в 1 9 четвертей…«.(Сажень — русская мера длины, равная трём аршинам. Четверть — русская
мера длины, равная одной четвёртой части аршина. Аршин — русская мера длины, равная 0,71 метра. Пуд — русская мера веса, равная 16,3 килограмма).
К тому времени товарищество братьев Нобель разрабатывало свою программу постройки баржевого железного каравана, для чего предприятием был сделан особый заем в 10 миллионов рублей.
Появление «Марфы-Посадницы», конечно, не могло не обратить на себя внимание фирмы Нобель, и представители и инженеры её с разрешения Сироткина сделали не один рейс на новом судне с разными измерительными приборами.
Результаты оказались блестящими, и товарищество братьев Нобель немедленно заказало на Кулебакском заводе целую флотилию наливных баржей по типу «Марфы-Посадницы». Одна из них имела рекордную грузоподъёмность — 633000 пудов».
Семён Иванович Шорин утверждает, что в книге допущены ошибки:
«Грузоподъёмность баржи «Марфа-Посадница», — пишет он, — построенной в 1907 году, была в действительности не 550000 пудов, а 720000 пудов. Размеры её были таковы: длина 172 метра, ширина 24 метра, высота 3,85 метра, осадка с грузом 3,55 метра».
Построив баржи-гиганты, Шорин И. А. изменил рекламу завода.
В журнале «Владимирский календарь и памятная книжка» за 1910, 1913, 1914, 1916, 1917 годы реклама уже была помещена в следующей редакции:*
«Судостроительный завод Ивана Александровича Шорина в городе Гороховце на реке Клязьме.
Производство построек наливных барж для наливных грузов ёмкостью до 550000 пудов, морских рейдовых баржей, для сухих грузов до 110000 пудов.
Резервуары для нефти, керосина и проч. Металлические стропила для фабричных и иных зданий. Сельскохозяйственные машины и орудия ».
А. АЛЕКСАНДРОВ. (Продолжение следует).
Александров, А. Баржа «Марфа — посадница»./А. Александров.//Новая дизнь.-1984.-№ 22.- С. 2.