Война прервала мирный труд советских людей. Работа промышленных предприятий страны была подчинена лозунгу: «Всё — для фронта, всё — для победы!».
О том, как трудились корабелы в годы суровых испытаний, как приближали светлый День Победы, материал подготовил бывший главный конструктор — Пётр Алексеевич Балуев. Начатое с 1936 года строительство буксирных пароходов, наливных и сухогрузных барж, а также грунто- и камневозных шаланд разного водоизмещения, постройка цельносварных барж озерного типа’ продолжалась и после начала Великой Отечественной войны до весны 1942 года. С открытием навигации 1942 года все эти разнотипные суда отправлялись для нужд фронта, приспосабливались для траления многоконтактных магнитных мин на Волжском фарватере, который с самолётов минировался фашистами, мешая перевозкам стратегического сырья.
С первых дней войны 1941 года развернулось строительство мотоботов нескольких модификаций. … В предвоенные и военные годы завод выглядел так: в каменном здании, где сейчас размещен энергомеханический отдел, была заводская дизельная силовая электростанция, в государственную энергосистему завод и город подключены не были. В деревянном рубленом сарае обрабатывались листовая и профильная сталь на ножах «Пельс». Здесь же сверлились отверстия в листах и угольниках. На окраине завода стояла лесопильная рама, распиливающая брёвна на доски и брус, да тесовый навес на столбах, под которым приспособились собирать мотоботы. Чтобы ускорить их сдачу, тут же проводились испытания с применением нехитрых имитирующих устройств. Построенный каменный гараж был приспособлен под литейный цех, который в последующие годы обрастал пристройками, постепенно расширяясь. Между цехами проходила узкоколейка, по которой на ручных тележках перевозили тяжести. Затона не было. Постройка судов производилась в судояме вдоль берега Клязьмы. Война потребовала мобилизации всех материальных ресурсов страны, поэтому в тылу ощущалась нехватка жидкого топлива. На заводе это поставило под угрозу остановки силовую электростанцию. Проблема обеспечения топливом в sosh.
У нас была своя «дорога жизни», как мы тогда называли 1 2-километровую лесную дорогу, по которой возили дрова для завода и города. Эту дорогу приходилось всё время очищать от заносов снега, чтобы обеспечить проходимость «полуторок». Война требовала максимальной отдачи сил. Старались все. Мы, конструкторы, проработав в техотделе 8-10 часов, шли на стапели, работали сборщиками, и нам было приятно слышать похвалу опытного мастера Павла Матвеевича Огарышева (собиравшего ещё броненосцы царского флота в Петрограде и Николаеве), что качество нашей работы отличное. Он ставил нас в пример кадровым сборщикам. Рабочих рук не хватало. Юноши и девушки шли в завод вместо своих близких, ушедших на фронт. Им, не достигшим ещё совершеннолетия, пришлось испытать немало трудностей: в ту пору люди рано взрослели. Вместо шести-во-сьми часов люди трудились по двенадцать, по четырнадцать… А то и сутками не отходили от своих рабочих мест. Люди делали всё возможное и невозможное. Здесь, вдали от фронта, но по сути во фронтовых условиях, ковали’ победу над фашизмом. Женщины и подростки шли, и в подсобное хозяйство, которое было организовано при заводе. Там выращивали овощи для столовой. Не хватало автотранспорта. Оставшиеся на заводе машины не обеспечивали доставку металла, оборудования, топлива. Продукты в столовую подвозили на корове, обученной ходить в упряжке. Лучше стало с транспортом после того, как приспособились ставить на списанные автомашины трофейные дизельные двигатели. По переоборудованию автомобилей много потрудился Пётр Фёдорович Чернов, а с ним и другие работники транспортного отдела, который возглавлял Михаил Александрович Гаврилов.
С первого года войны большая потребность возникла в ручных насосах, поэтому их вы пуск всемерно расширялся. Совершенствовалась технология их изготовления, проектировалась остановки силовую электростанцию. Проблема обеспечения топливом в военные годы была одной из основных. Руководство завода приняло решение о переоборудовании электростанции для работы на древесном газе. Его мы стали вырабатывать из ольховых чурок в двух газогенераторах и очищать в скруберах, спроектированных и изготовленных нами в трёхмесячный срок. По переоборудованию силовой станции много потрудились Борис Яковлевич Спиридонов, Кирилл Демьянович Кондратенко, Пётр Фёдорович Чернов и другие совершенствовалась технология их изготовления, проектировалась и внедрялась новая оснастка. В цехе за токарными станками стояли преимущественно девушки и подростки, и в литейке Иван Глебович Гранев (дядя Ваня) с подростками ухитрялся делать отливку насосов.В короткий срок было освоено производство гребных винтов для мотоботов благодаря умению и сноровке Николая Васильевича Кукина. После его призыва в армию эту работу взял на себя Александр Прокофьевич Завьялов.
П. БАЛУЕВ. (Продолжение следует).