26.04.2024

Судостроительный завод в период И. А. Шорина

Организация производства

В бюро технической инфор­мации предприятия сохранилась книга «История Гороховецкого судостроительного завода», на­писанная к его пятидесятиле­тию. В этой книге даётся ха­рактеристика производства за­вода со дня его основания. Материалы книги частично ис­пользованы при написании этого раздела и других.

Постройки завода Шорина И. А. состояли из нескольких деревянных сараев, s ряде слу­чаев без стен. Сараи в зимнее время закрывались щитами. Об­работка металла производилась под навесами, а сборка про­дукции под открытым  небом.

Баржи от начала до конца собирались на стеллажах. Ста­пеля целиком были деревян­ные, они часто выходили из строя и требовали замены. Электросварки в то время не былб. Суда, котлы, резервуары целиком были только клёпаные. Клёпка производилась исключи­тельно вручную. Это была весь­ма тяжёлая работа. • Вальцев и пресс-форм не было, и гибка листов производилась также вручную.

Листы железа нагревались на «теплинах», а затем .на плите ударами деревянных кувалд (катек) выбойкой им придава­лась нужная форма. На эту работу ставили самых крепких и выносливых рабочих. Отста­лой была техническая оснащён­ность завода. В первые годы в механическом цехе, напри­мер, стояло только два старых токарных станка, которые при­водились в движение вручную. Двое рабочих вращали за руко­ятки огромный маховик. На этих станках изготовлялись отдель­ные детали барж и котлов. Только, примерно в 1910 году, когда объём работ значительно возрос, в цехах установили не­сколько токарных и’ сверлиль­ных станков, а также несколько двигателей.

Изменения произошли и в за­готовительном цехе. Здесь по­ставили четыре радиально-свер-лильных станка, которые вы­теснили ручную сверловку и зенковку. Но прибавка отвер­стий в листах оставалась ручной.

На заводе совершенно отсут­ствовали подъёмные средства и механизмы. Тяжести поднима­лись в основном руками и пере­носились рабочими так же. Вдоль завода проходила узко­колейка с ручными тележками, но она, большого облегчения рабочим не приносила, так как до стапелей в судояме не дохо­дила. Была создана специальная бригада, которая занималась переноской листов железа на плечах.

Деревообделочного цеха не было, вся заготовка деревянных деталей выполнялась плотника­ми и столярами вручную не­посредственно на судах.

В ночное время работали при керосиновом освещении, в по­лумраке.

Техника безопасности и охра­на труда отсутствовали, никто не беспокоился о здоровье рабо­чих.

Работать приходилось под открытым небом, на сквозняках, рабочие часто болели, но при заводе медицинского пункта не было.

Столовая отсутствовала, ра­бочие брали обед с собой из дома, а в заводе для них а кубо­вой грелся лишь кипяток.

Жилья и детских учреждений завод не имел и  не строил.

Подвозка материалов со стан­ции Гороховец производилась на лошадях.

Сохранились   воспоминания ветерана труда Ухина Василия Ивановича, в которых он расска­зал о тяжёлом труде котельщи­ков завода.

«В октябре 1904 года я посту­пил на завод в качестве нагре­вальщика заклёпок с окладом 25 копеек в день. Рабочий день продолжался с 6 утра и до 7 часов вечера, с перерывом на завтрак 0,5, часа и 1 час на обед. Таким образом, рабочий день продолжался 10,5 часа. Обору­дование имелось самое прими­тивное: 4 ручных пресса для колки листов, 2 пресса для колки углового железа, 2-3 руч­ных ножа для обрезки кромок листов и угольника.

Зенковка отверстий произво­дилась вручную, коловоротом, посредством деревянного ры­чага. На судах, в углах попе­речных и продольных перебо­рок, ■ сверловка произаодилась ручными «трещётками», изго­товлявшимися на заводе. Примерно в 1910 году на заводе был изготовлен двига­тель системы «Болиндер», 2 то­карных станка, 2. сверлильных и станок для штамповки заклё­пок. Позднее был установлен вто­рой двигатель, 2 токарных стан­ка, кромкострогальный станок, комбинированные ножи и трёх-валковые вальцы для правки листового металла, были уста­новлены вентиляторы для дутья в кузнечных и гибочных горнах. Я проработал нагревальщи­ком два года, потом перешёл в подручные клепальщика с ок­ладом 45 копеек в день. Когда мне исполнилось 19 лет, я стал клепальщиком и получал 80 ко­пеек в день».

Александров, А. Организация производства./А, Александров.//Новая жизнь.-1984.- № 23.- С. 2.