Организация производства
В бюро технической информации предприятия сохранилась книга «История Гороховецкого судостроительного завода», написанная к его пятидесятилетию. В этой книге даётся характеристика производства завода со дня его основания. Материалы книги частично использованы при написании этого раздела и других.
Постройки завода Шорина И. А. состояли из нескольких деревянных сараев, s ряде случаев без стен. Сараи в зимнее время закрывались щитами. Обработка металла производилась под навесами, а сборка продукции под открытым небом.
Баржи от начала до конца собирались на стеллажах. Стапеля целиком были деревянные, они часто выходили из строя и требовали замены. Электросварки в то время не былб. Суда, котлы, резервуары целиком были только клёпаные. Клёпка производилась исключительно вручную. Это была весьма тяжёлая работа. • Вальцев и пресс-форм не было, и гибка листов производилась также вручную.
Листы железа нагревались на «теплинах», а затем .на плите ударами деревянных кувалд (катек) выбойкой им придавалась нужная форма. На эту работу ставили самых крепких и выносливых рабочих. Отсталой была техническая оснащённость завода. В первые годы в механическом цехе, например, стояло только два старых токарных станка, которые приводились в движение вручную. Двое рабочих вращали за рукоятки огромный маховик. На этих станках изготовлялись отдельные детали барж и котлов. Только, примерно в 1910 году, когда объём работ значительно возрос, в цехах установили несколько токарных и’ сверлильных станков, а также несколько двигателей.
Изменения произошли и в заготовительном цехе. Здесь поставили четыре радиально-свер-лильных станка, которые вытеснили ручную сверловку и зенковку. Но прибавка отверстий в листах оставалась ручной.
На заводе совершенно отсутствовали подъёмные средства и механизмы. Тяжести поднимались в основном руками и переносились рабочими так же. Вдоль завода проходила узкоколейка с ручными тележками, но она, большого облегчения рабочим не приносила, так как до стапелей в судояме не доходила. Была создана специальная бригада, которая занималась переноской листов железа на плечах.
Деревообделочного цеха не было, вся заготовка деревянных деталей выполнялась плотниками и столярами вручную непосредственно на судах.
В ночное время работали при керосиновом освещении, в полумраке.
Техника безопасности и охрана труда отсутствовали, никто не беспокоился о здоровье рабочих.
Работать приходилось под открытым небом, на сквозняках, рабочие часто болели, но при заводе медицинского пункта не было.
Столовая отсутствовала, рабочие брали обед с собой из дома, а в заводе для них а кубовой грелся лишь кипяток.
Жилья и детских учреждений завод не имел и не строил.
Подвозка материалов со станции Гороховец производилась на лошадях.
Сохранились воспоминания ветерана труда Ухина Василия Ивановича, в которых он рассказал о тяжёлом труде котельщиков завода.
«В октябре 1904 года я поступил на завод в качестве нагревальщика заклёпок с окладом 25 копеек в день. Рабочий день продолжался с 6 утра и до 7 часов вечера, с перерывом на завтрак 0,5, часа и 1 час на обед. Таким образом, рабочий день продолжался 10,5 часа. Оборудование имелось самое примитивное: 4 ручных пресса для колки листов, 2 пресса для колки углового железа, 2-3 ручных ножа для обрезки кромок листов и угольника.
Зенковка отверстий производилась вручную, коловоротом, посредством деревянного рычага. На судах, в углах поперечных и продольных переборок, ■ сверловка произаодилась ручными «трещётками», изготовлявшимися на заводе. Примерно в 1910 году на заводе был изготовлен двигатель системы «Болиндер», 2 токарных станка, 2. сверлильных и станок для штамповки заклёпок. Позднее был установлен второй двигатель, 2 токарных станка, кромкострогальный станок, комбинированные ножи и трёх-валковые вальцы для правки листового металла, были установлены вентиляторы для дутья в кузнечных и гибочных горнах. Я проработал нагревальщиком два года, потом перешёл в подручные клепальщика с окладом 45 копеек в день. Когда мне исполнилось 19 лет, я стал клепальщиком и получал 80 копеек в день».
Александров, А. Организация производства./А, Александров.//Новая жизнь.-1984.- № 23.- С. 2.