Гороховецкий судостроительный завод до 1917

Гороховецкий судостроительный завод до 1917 года:

опыт исследования.

А.Е.Троицкий

 

Гороховецкий судостроительный завод своей продукцией был известен не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Создан он был на базе котельного и судостроительного завода И.А.Шорина.

Это предприятие, вместе с Коломенским заводом на Москва-реке, Выксунским и Муромским заводами считалось одним из основных пунктов металлического судостроения в бассейне Оки[1].

В указанной теме можно выделить целый ряд проблем: причины зарождения речного судостроения в указанное время в указанном месте; экономический строй предприятия; положение завода Шорина в условиях монополизации промышленности; положение рабочих; роль судостроительного завода в жизни города и района.

История судостроения в России практически не изучена. Она до сих пор ещё не оформилась в самостоятельную научную дисциплину[2].

Большой урон исследованиям в этой области был нанесён в печально известный период, когда имена и работы репрессированных и эмигрировавших за границу советских учёных замалчивались[3].

В работе Кублицкого «Великая морская держава» (М., 1952) показаны основные этапы развития отечественного речного флота и речного судостроения. «Очерки истории отечественного кораблестроения» (М., 1990), поднимая проблему объективного подхода к исследованию истории отечественного кораблестроения, основной упор делают на техническую историю данного вопроса.

Что же касается судостроения в Гороховце в начале 20 века, то оно вообще практически не изучено. Некоторое внимание ему уделено в работе Н.И.Андреева и А.И.Скворцова «Гороховец» (Ярославль, 1988) и работе Н.И.Андреева «Гороховецкая историческая хроника» (Владимир, 1991), а также в серии публикаций в районной газете «Новая жизнь» А.Александрова (1984 год).

Сведения о заводе Шорина и судостроении в Гороховце в целом в указанных исследованиях почти полностью основываются на воспоминаниях. Указывается, что документов о деятельности завода до 1917 года не сохранилось[4]. Между тем, в ходе работы в Государственном архиве Владимирской области в 2002 – 2003 гг. нам удалось опровергнуть это утверждение. Кроме того, необходимо отметить излишнюю, как нам кажется, идеологизированность статей Александрова, следствием чего стала целая серия противоречий в сведениях указанного автора. Однако это не означает, что данным материалом нельзя пользоваться, тем более что по ряду вопросов иные источники отсутствуют; но исследовать историю завода нужно, учитывая указанные особенности.

Подходить к изучению указанного предмета нужно с широким набором разнообразных методов. Исторический метод позволил рассмотреть динамику развития судостроительного завода. Следуя логическому методу, такие вопросы как организация производства, сбыт были мною рассмотрены в период наибольшего развития, что помогло лучше понять предыдущие стадии. Метод классификации был необходим при рассмотрении технической оснащённости предприятия, специализации работников. Синхронный метод позволил сделать ряд важных выводов при изучении динамики развития завода Шорина по двум показателям и производительности. Структурно-системный метод способствовал созданию из различных элементов общей картины развития судостроения.

В основу работы по изучению дореволюционной истории судостроительного завода может быть положена широкая источниковая база. Причём большинство источников ранее в научный оборот введено не было.

Можно выделить три группы источников:

— делопроизводственные документы;

— статистические сведения;

— периодическая печать.

Делопроизводственную документацию в основном содержит фонд Владимирского губернского правления (ГАВО. Ф. 40) и фонд Канцелярии Владимирского губернатора (Ф. 14). Это дела об установке двигателей на заводе Шорина, о доставке грузов на завод во время Первой мировой войны.

Статистика представлена фондом Старшего фабричного инспектора Владимирской губернии (Ф. 266), податного инспектора Гороховецкого уезда Владимирской губернии (Ф. 336), Гороховецкого уездного полицейского управления (Ф. 983), Владимирского губернского статистического комитета (Ф. 431). Количество рабочих, производительность, заработная плата, оборудование – вот далеко не полный список сведений, которые содержат статистические материалы перечисленных выше фондов.

Интересный материал о продукции завода И.А.Шорина содержится во Владимирском календаре и памятной книжке за 1904 – 1916 гг.

Сведения указанных выше фондов позволяют рассмотреть основные вопросы дореволюционной истории завода, но по отдельным аспектам они фрагментарны, поэтому необходимо дополнять их воспоминаниями, на которых основаны краеведческие исследования.

[1] Кублицкий Г. Великая речная держава. – М., 1952. – С. 70.

[2] Очерки истории отечественного судостроения. – М., 1990. – С. 4.

[3] Там же. – С. 3.

[4] Александров А. Продукция завода Шорина до 1917 года // Новая жизнь. – 1984. – 9 февраля. – С. 3.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс