Баржа «Марфа-Посадница»

Старые производственники судостроительного завода и ста­рожилы, рассказывая о про­дукции, изготовляемой заводом до 1917 |года, с восхищением говорили|о «громадной», по их словам, фарже «Марфа-Посад­ница».

Подробности о постройке этой баржи никто не помнит. Обширная переписка никаких результатов- не дала. Наконец удалось найти в Торьков-ской областной библиотеке кни­гу И. А. Шубина «Волга и во­лжское судоходство», изданную в 1927 году, в которой дана характеристика баржи «Марфа-Посадница».

В разделе «Судостроитель­ные заводы в Окском бассейне» И. А. Шубин пишет:

«В бассейне реки Оки можно отметить судостроительные за­воды… Семёнычева и Шорина в Гороховце.

(О заводе Семёнычева напи­сана отдельная статья).   ‘

«Котельный завод Ивана Александровича Шорина, кро­ме пароходных котлов, делал только железные баржи и дот стиг в этом большого совершен­ства, так что, когда председа­тель Нижегородского биржево­го общества Д. В. Сироткин задумал создать свою знамени­тую «Марфу-Посадницу», он заказал её по своим чертежам заводу Шорина. Шорин выпол­нил задание, после чего постро­ил ещё ряд однотипных барж-гигантов по заказу Сироткина, а затем — общества. «Волга» и товарищества братьев Но­бель».

И далее:

«Сироткин в 1907 году вы­пустил свою железную «Марфу-Посадницу», произведшею в баржевом судостроении такой же переворот, как некогда в па­ровом судостроении пароходы американского типа.

Баржа, построенная по черте­жам Сироткина на заводе И. А. Шорина в г. Гороховце на реке Клязьме, имела невидан­ные и неслыханные на Волге размеры: 72 сажени в длину и 10 саженей в ширину, при грузоподъёмности 550000 пудов наливного груза на осадке в 1 9 четвертей…«.(Сажень — рус­ская мера длины, равная трём аршинам. Четверть — русская

 

мера длины, равная одной чет­вёртой части аршина. Аршин — русская мера длины, равная 0,71 метра. Пуд — русская мера веса, равная 16,3 килограмма).

К тому времени товарище­ство братьев Нобель разрабаты­вало свою программу построй­ки баржевого железного кара­вана, для чего предприятием был сделан особый заем в 10 миллионов рублей.

Появление «Марфы-Посадни­цы», конечно, не могло не обратить на себя внимание фир­мы Нобель, и представители и инженеры её с разрешения Сироткина сделали не один рейс на новом судне с разными измерительными   приборами.

Результаты оказались блестя­щими, и товарищество братьев Нобель немедленно заказало на Кулебакском заводе целую флотилию наливных баржей по типу «Марфы-Посадницы». Од­на из них имела рекордную грузоподъёмность — 633000 пу­дов».

Семён Иванович Шорин ут­верждает, что в книге допущены ошибки:

«Грузоподъёмность баржи «Марфа-Посадница», — пишет он, — построенной в 1907 году, была в действительности не 550000 пудов, а 720000 пудов. Размеры её были таковы: длина 172 метра, ширина 24 метра, высота 3,85 метра, осадка с гру­зом 3,55 метра».

Построив баржи-гиганты, Шо­рин И. А. изменил рекламу завода.

В журнале «Владимирский календарь и памятная книжка» за 1910, 1913, 1914, 1916, 1917 годы реклама уже была помещена в следующей редак­ции:*

«Судостроительный завод Ивана Александровича Шорина в городе Гороховце на реке Клязьме.

Производство построек на­ливных барж для наливных гру­зов ёмкостью до 550000 пудов, морских рейдовых баржей, для сухих грузов до 110000 пудов.

Резервуары для нефти, керо­сина и проч. Металлические стропила для фабричных и иных зданий. Сельскохозяйственные машины и орудия ».

А. АЛЕКСАНДРОВ. (Продолжение следует).

 

Александров, А. Баржа «Марфа — посадница»./А. Александров.//Новая дизнь.-1984.-№ 22.- С. 2.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс