Как мы все знаем, судостроение это отрасль тяжелой промышленности, осуществляющая постройку и ремонт плавучих средств, то есть различных судов. Наверное, это одна из технологически развитых отраслей экономики страны. Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Северодвинск и Калининград. Если верить данным минпромторга России, то на данный момент в судостроительную отрасль входит 182 предприятия с персоналом около 170 тысяч человек и почти тысяча предприятий в той или иной степени занятые в судостроении: это и ремонт судов, и производство оборудования, и многое другое. Наша судостроительная отрасль имеет богатейший опыт строительства судов практически любого класса. Самая большая на момент постройки нефтеналивная баржа «Марфа Посадница», самая большая подводная лодка «Акула 941», самый большой ледокол «50 лет Победы» и многие другие самые замечательные суда различного класса и предназначения разрабатывались и строились на верфях России. Неслучайно 30 мая 2017 года постановлением Правительства России был установлен профессиональный праздник – День кораблестроителя (судостроителя) и отмечается 29 июня. В этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля «Орел».
К сожалению, Гороховец уже не входит в число городов судостроителей, наш завод прекратил свое существование.
Каждое предприятие, большое оно или маленькое, имеет свою историю. Её создают не только те, кто причастен к его строительству, но и те, кто работает на нем, выпускает продукцию, создает его славу.
Есть своя история и у Гороховецкого судостроительного завода.
Выросший из кустарных котельных мастерских, завод играл определяющую роль в жизни города, в формировании его экономического профиля, его «собственного лица». Гороховецкие судостроители были известны во Владимирской области также хорошо, как гусевские стеклодувы, александровские радиомастера.
История возникновения судостроения на Гороховецкой земле. (До 1917 года)
В Гороховце в результате исследовательских работ краеведов известна история судостроения металлических судов, история заводов и их основателей Шориных, Яковлевых, Крюковых, Латяевых. Но на Руси судостроение было известно и намного раньше вышеозначенных моментов. С 12 века строились шитики, ладьи, карбасы, расшивы и многое другое. И наши гороховецкие мастеровые и плотники строили не только жилые и нежилые помещения, но и речные суда. Искусство русских крестьян в плотницком деле всегда поражало иностранцев. Один английский наблюдатель в начале 18 века писал, что русские солдаты делают малые суда «самостоятельно при помощи одного только топора, в умении пользоваться коим они, без всякого сомнения, превзошли все нации мира».
В XVII веке водные пути играли большое значение в связях торгово — промышленных центров России, так и Гороховец сообщался с городами, расположенными на Клязьме, Оке и Волге. Гороховецкие купцы со своими товарами появлялись даже в Сибири, передвигаясь по рекам.
Еще Н.И. Андреев, известный гороховецкий краевед, говорил, что развитие котельного производства определялось развитием винокуренной промышленности. Котельники занимались ремонтом и изготовлением котлов и кубов по заказам винопромышленников.
Большинство плотников, строившие речные суда и сыгравшие большую роль в развитии судостроения в нашем регионе, как отмечает автор книги «Промышленность и торговля в России XVII-XVIII вв.» М.Я. Волков, проживали в Раменской волости Гороховецкого уезда. Из этого можно сделать вывод, что местом зарождения гороховецкого судостроения можно считать Раменскую волость. Это северная заклязьменская лесная часть уезда. Ранее в Раменский приход по «историко-статистическим описаниям церквей и приходов Владимирской епархии» входили деревни Золино, Талашманово, Мишуково, Сидельниково и Ильина гора. На сегодняшний день это Нижегородская область.