Все для фронта

Война прервала мирный труд советских людей. Работа промышленных предприятий страны была подчинена лозунгу: «Всё — для фронта, всё — для победы!».

О том, как трудились корабелы в годы суровых испытаний, как приближали светлый День Победы, материал подготовил бывший главный конструктор — Пётр Алексеевич Балуев. Начатое с 1936 года строи­тельство буксирных пароходов, наливных и сухогрузных барж, а также грунто- и камневозных шаланд разного водоизмеще­ния, постройка цельносварных барж озерного типа’ продолжа­лась и после начала Великой Отечественной войны до весны 1942 года. С открытием навигации 1942 года все эти разнотипные суда отправлялись для нужд фронта, приспосабливались для траления многоконтактных маг­нитных мин на Волжском фарва­тере, который с самолётов ми­нировался фашистами, мешая перевозкам стратегического сырья.

С первых дней войны 1941 го­да развернулось строительство мотоботов нескольких модифи­каций. … В предвоенные и военные годы завод выглядел так: в ка­менном здании, где сейчас размещен энергомеханический отдел, была заводская дизель­ная силовая электростанция, в государственную энергосисте­му завод и город подключены не были. В деревянном рубленом са­рае обрабатывались листовая и профильная сталь на ножах «Пельс». Здесь же сверлились отверстия в листах и угольниках. На окраине завода стояла лесопильная рама, распиливаю­щая брёвна на доски и брус, да тесовый навес на столбах, под которым приспособились со­бирать мотоботы. Чтобы уско­рить их сдачу, тут же проводи­лись испытания с применением нехитрых имитирующих устройств. Построенный каменный гараж был приспособлен под литей­ный цех, который в последую­щие годы обрастал пристройка­ми,   постепенно    расширяясь. Между цехами проходила уз­коколейка, по которой на руч­ных тележках перевозили тяже­сти. Затона не было. Постройка судов производилась в судояме вдоль берега Клязьмы. Война потребовала мобилиза­ции всех материальных ресур­сов страны, поэтому в тылу ощущалась нехватка жидкого топлива. На заводе это постави­ло под угрозу остановки сило­вую электростанцию. Проблема обеспечения топливом в sosh.

У нас была своя «дорога жизни», как мы тогда называли 1 2-километровую лесную доро­гу, по которой возили дрова для завода и города. Эту дорогу приходилось всё время очищать от заносов снега, чтобы обеспе­чить проходимость «полуто­рок». Война требовала максималь­ной отдачи сил. Старались все. Мы, конструкторы, проработав в техотделе 8-10 часов, шли на стапели, работали сборщиками, и нам было приятно слышать похвалу опытного мастера Пав­ла Матвеевича Огарышева (со­биравшего ещё броненосцы царского флота в Петрограде и Николаеве), что качество на­шей работы отличное. Он ставил нас в пример кадровым сбор­щикам. Рабочих рук не хватало. Юно­ши и девушки шли в завод вместо своих близких, ушедших на фронт. Им, не достигшим ещё совершеннолетия, при­шлось испытать немало трудно­стей: в ту пору люди рано взрослели. Вместо шести-во-сьми часов люди трудились по двенадцать, по четырнадцать… А то и сутками не отходили от своих рабочих мест. Люди дела­ли всё возможное и невозмож­ное. Здесь, вдали от фронта, но по сути во фронтовых условиях, ковали’ победу над фашизмом. Женщины и подростки  шли, и в подсобное хозяйство, кото­рое   было   организовано   при заводе. Там выращивали овощи для столовой. Не хватало автотранспорта. Оставшиеся на заводе машины не обеспечивали доставку ме­талла, оборудования, топлива. Продукты в столовую подвози­ли на корове, обученной ходить в упряжке. Лучше стало с транспортом после того, как приспособились ставить на списанные автомаши­ны трофейные дизельные двига­тели. По переоборудованию автомобилей много потрудился Пётр Фёдорович Чернов, а с ним и другие работники тран­спортного отдела, который во­зглавлял Михаил Александро­вич Гаврилов.

С первого года войны боль­шая потребность возникла в ручных насосах, поэтому их вы­ пуск всемерно расширялся. Со­вершенствовалась технология их изготовления, проектирова­лась    остановки сило­вую электростанцию. Проблема обеспечения топливом в воен­ные годы была одной из основ­ных. Руководство завода приняло решение о переоборудовании электростанции для работы на древесном газе. Его мы стали вырабатывать из ольховых чу­рок в двух газогенераторах и очищать в скруберах, спро­ектированных и изготовленных нами в трёхмесячный срок. По переоборудованию силовой станции много потрудились Бо­рис Яковлевич Спиридонов, Ки­рилл Демьянович Кондратенко, Пётр Фёдорович Чернов и другие совершенствовалась технология их изготовления, проектирова­лась и внедрялась новая оснаст­ка. В цехе за токарными станками стояли преимущественно де­вушки и подростки, и в литейке Иван Глебович Гранев (дядя Ваня) с подростками ухитрялся делать отливку насосов.В короткий срок было освое­но производство гребных вин­тов для мотоботов благодаря умению и сноровке Николая Васильевича Кукина. После его призыва в армию эту работу взял на себя Александр Прокофьевич Завьялов.

П. БАЛУЕВ. (Продолжение следует).

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс