Первые пятилетки (1928—1937)

Первые пятилетки (1928—1937)

С октября 1925 года завод присту­пил к выполнению заказов по судостроению.

В 1925-1930 годы строил сухогрузные баржи грузоподъёмностью 250, 2300, 4000 тонн, наливные баржи грузоподъёмностью 1650 тонн. Всего в общей сложности за это время было построено 34 баржи. Одновременно   производились работы по постройке и переноске резервуаров, на шлюзах реки Шек-:    сны.

I Численность работающих из года  в год увеличивалась, производственная программа росла.

В 1931 году заводу было отпуще­но на реконструкцию и расширение 650 тысяч рублей, на которые при­обретено много, современного ме­таллообрабатывающего оборудования, значительно расширены про­изводственные площади. , В 1930-1931 годах построены разметочная, деревообделочный и заготовительный цехи, построена и оснащена силовая станция. Мощность завода значительно возросла. Стал применяться в широ­ких масштабах механизированный труд, намного повысилась произво­дительность труда.

С 1930 года в заводе стала внедряться электросварка.

С целью обеспечения производ­ства рабочей силой в 1929 году при заводе была открыта школа ФЗУ, которая готовила токарей, слесарей, электриков, разметчиков, столяров, плотников, сборщиков, клепальщи­ков, чеканщиков и кузнецов.

За время своего существования школа ФЗУ подготовила более ты­сячи квалифицированных рабочих. Некоторые из выпускников ФЗУ продолжили учёбу дальше и в по­следствии   занимали   руководящие инженерно-технические должности. Срединих А. Д. Репин, М. А. Вилков, В,    И.    Хрусталёв,    Н.    В.    Кукин, …. П. А. Милов, К. В. Базанов.

В начале тридцатых годов завод приступил к строительству жилья для рабочих. В первое время были построены двухэтажные деревян­ные дома на улицах Ленина, Фрунзе и посёлке Новая Стройка (ныне улица Гагарина). В 1933 .году 8 посёлке Новая Стройка был открыт детский сад на , 25 мест, в 1935 году количество детей в этом детсаде увеличилось до 50. Потом детский сад был переведён на улицу Московскую, а затем на улицу Мира. В 1935 году заводу был передан детский сад на 100 мест на улице Ленина в бывшем доме Морозова {в настоящее время детский сад N° 1).

В 1931-1932 годах завод, кроме строительства барж, выполнял заказ по постройке тридцати буксирных пароходов мощностью 150 лошади­ных сил для Московско-Окского, Волжско-Камского пароходств и разборных для Аму-Дарьи. Главные и вспомогательные меха­низмы для пароходов завод получал со стороны. Много усилий пришлось прило­жить рабочим и служащим, чтобы На стенде «История завода» в бю­ро технической информации есть фотография такой перевозки котла. Для оборудования строящихся буксиров 18 паровых машин посту­пили из Дании. По условиям догово­ра требовалось участие представи­теля иностранной фирмы при мон­таже машин на заводе, за что предусматривалась оплата в инва­люте. Работавший в то время начальни­ком монтажного цеха завода ком­мунист В. Г. Беседин предложил монтаж иностранных машин про­извести собственными силами, без участия’представителей фирмы. Ра­бочие показали техническую зре­лость и под руководством В. Г. Беседина работу выполнили с честью. Деловые качества гороховчан особенно проявились в 1934 году, когда программой предусматрива­лось строительство судов пяти раз­личных проектов: пароходов мощ­ностью 300 лошадиных сил, нефте­наливных барж грузоподъёмностью 1650 тонн, сухогрузных барж грузо­подъёмностью 150 тонн И 2 про­ектов землеотвозных шаланд. Про­грамма 1934 года была перевыпо­лнена на 13,3 процента. Сверх плана было построено 2 землеотвозных шаланды. 1936 год навсегда останется в па­мяти гороховецких судостроителей. Завод в этом году сдал сверх плана 17 различных судов: один буксир­ный пароход, две сухогрузных бар­жи и 14 сухогрузных разборных барж. Если в 1935 году на постройку одного разборного парохода затра­чивалось 32000 человеко-часов, то в 193.6 году гороховчане сократили эту цифру до 24000 человеко-часов при установленной норме 29000 че­ловеко-часов

В результате этого, разборные суда для Аму-Дарьи были созданы заводом досрочно на 2 месяца, а такой пароход, как «Алексей Стаханов», предназначенный для ка­нала имени Москвы, поступил в эк­сплуатацию на 8 месяцев раньше установленного срока. Инициаторами досрочного выпо­лнения пятилетних планов были: рубщик Михаил Фёдорович Наза­ров, сварщик Николай Михайлович Жидырихин, модельщик Михаил Петрович Никишин, плотник Алек­сандр. Лукоянович Барцов, сборщик Григорий Фёдорович Веденеев, сле­сарь Василий Герасимович Лункин, формовщик Иван Артемьевич Ста-ров, электрик Николай Васильевич Лапчёв, плотник Пётр Николаевич Юрлов, разметчик Евгений Георгие­вич Поляков и многие другие. Электросварщик второго цеха тов. Зайцев выполнил январскую программу на 375 процентов. По­чти три месячных задания выполни­ли в январе разметчик того же цеха тов. Воронин и токарь тов. Груздев. Среди рабочих молодёжного це­ха высокой выработки достигли токарь Беседин и слесарь Белякова. Первый выполнил задание на 231. процент, вторая — на 270 процента.

В 1931-1932 годах завод, кроме строительства барж, выполнял заказ по постройке тридцати буксирных пароходов мощностью 150 лошади­ных сил для Московско-Окского, Волжско-Камского пароходств и разборных для Аму-Дарьи. Главные и вспомогательные меха­низмы для пароходов завод получал со стороны. Много усилий пришлось прило­жить рабочим и служащим, чтобы котлы доставить на завод. До станции Гороховец их до­ставляли по железной дороге, а от станции до завода зимой по глубо­кому снегу котлы возили на санях. Двести-триста человек брались за канаты и под песню «Дубинушка» тащили махину в 16 тонн в завод.* формовщик Иван Артемьееич Ста­рое, электрик Николай Васильевич Лапчёв, плотник Пётр Николаевич Юрлов, разметчик Евгений Георгие­вич Поляков и многие другие. Электросварщик второго цеха тов. Зайцев выполнил январскую программу на 375 процентов. По­чти три месячных задания выполни­ли в’ январе разметчик того же цеха тов. Воронин и токарь тов. Груздев. Среди рабочих молодёжного це­ха высокой выработки достигли токарь Беседин и слесарь Белякова. Первый выполнил задание на 231 процент, вторая — на 270 про­центов». За годы первых пятилеток завод построил сухогрузных и наливных барж, пароходов, шаланд по 15 про­ектам 290 единиц.

А. АЛЕКСАНДРОВ. (Продолжение следует).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс