Первые пятилетки (1928—1937)
С октября 1925 года завод приступил к выполнению заказов по судостроению.
В 1925-1930 годы строил сухогрузные баржи грузоподъёмностью 250, 2300, 4000 тонн, наливные баржи грузоподъёмностью 1650 тонн. Всего в общей сложности за это время было построено 34 баржи. Одновременно производились работы по постройке и переноске резервуаров, на шлюзах реки Шек-: сны.
I Численность работающих из года в год увеличивалась, производственная программа росла.
В 1931 году заводу было отпущено на реконструкцию и расширение 650 тысяч рублей, на которые приобретено много, современного металлообрабатывающего оборудования, значительно расширены производственные площади. , В 1930-1931 годах построены разметочная, деревообделочный и заготовительный цехи, построена и оснащена силовая станция. Мощность завода значительно возросла. Стал применяться в широких масштабах механизированный труд, намного повысилась производительность труда.
С 1930 года в заводе стала внедряться электросварка.
С целью обеспечения производства рабочей силой в 1929 году при заводе была открыта школа ФЗУ, которая готовила токарей, слесарей, электриков, разметчиков, столяров, плотников, сборщиков, клепальщиков, чеканщиков и кузнецов.
За время своего существования школа ФЗУ подготовила более тысячи квалифицированных рабочих. Некоторые из выпускников ФЗУ продолжили учёбу дальше и в последствии занимали руководящие инженерно-технические должности. Срединих А. Д. Репин, М. А. Вилков, В, И. Хрусталёв, Н. В. Кукин, …. П. А. Милов, К. В. Базанов.
В начале тридцатых годов завод приступил к строительству жилья для рабочих. В первое время были построены двухэтажные деревянные дома на улицах Ленина, Фрунзе и посёлке Новая Стройка (ныне улица Гагарина). В 1933 .году 8 посёлке Новая Стройка был открыт детский сад на , 25 мест, в 1935 году количество детей в этом детсаде увеличилось до 50. Потом детский сад был переведён на улицу Московскую, а затем на улицу Мира. В 1935 году заводу был передан детский сад на 100 мест на улице Ленина в бывшем доме Морозова {в настоящее время детский сад N° 1).
В 1931-1932 годах завод, кроме строительства барж, выполнял заказ по постройке тридцати буксирных пароходов мощностью 150 лошадиных сил для Московско-Окского, Волжско-Камского пароходств и разборных для Аму-Дарьи. Главные и вспомогательные механизмы для пароходов завод получал со стороны. Много усилий пришлось приложить рабочим и служащим, чтобы На стенде «История завода» в бюро технической информации есть фотография такой перевозки котла. Для оборудования строящихся буксиров 18 паровых машин поступили из Дании. По условиям договора требовалось участие представителя иностранной фирмы при монтаже машин на заводе, за что предусматривалась оплата в инвалюте. Работавший в то время начальником монтажного цеха завода коммунист В. Г. Беседин предложил монтаж иностранных машин произвести собственными силами, без участия’представителей фирмы. Рабочие показали техническую зрелость и под руководством В. Г. Беседина работу выполнили с честью. Деловые качества гороховчан особенно проявились в 1934 году, когда программой предусматривалось строительство судов пяти различных проектов: пароходов мощностью 300 лошадиных сил, нефтеналивных барж грузоподъёмностью 1650 тонн, сухогрузных барж грузоподъёмностью 150 тонн И 2 проектов землеотвозных шаланд. Программа 1934 года была перевыполнена на 13,3 процента. Сверх плана было построено 2 землеотвозных шаланды. 1936 год навсегда останется в памяти гороховецких судостроителей. Завод в этом году сдал сверх плана 17 различных судов: один буксирный пароход, две сухогрузных баржи и 14 сухогрузных разборных барж. Если в 1935 году на постройку одного разборного парохода затрачивалось 32000 человеко-часов, то в 193.6 году гороховчане сократили эту цифру до 24000 человеко-часов при установленной норме 29000 человеко-часов
В результате этого, разборные суда для Аму-Дарьи были созданы заводом досрочно на 2 месяца, а такой пароход, как «Алексей Стаханов», предназначенный для канала имени Москвы, поступил в эксплуатацию на 8 месяцев раньше установленного срока. Инициаторами досрочного выполнения пятилетних планов были: рубщик Михаил Фёдорович Назаров, сварщик Николай Михайлович Жидырихин, модельщик Михаил Петрович Никишин, плотник Александр. Лукоянович Барцов, сборщик Григорий Фёдорович Веденеев, слесарь Василий Герасимович Лункин, формовщик Иван Артемьевич Ста-ров, электрик Николай Васильевич Лапчёв, плотник Пётр Николаевич Юрлов, разметчик Евгений Георгиевич Поляков и многие другие. Электросварщик второго цеха тов. Зайцев выполнил январскую программу на 375 процентов. Почти три месячных задания выполнили в январе разметчик того же цеха тов. Воронин и токарь тов. Груздев. Среди рабочих молодёжного цеха высокой выработки достигли токарь Беседин и слесарь Белякова. Первый выполнил задание на 231. процент, вторая — на 270 процента.
В 1931-1932 годах завод, кроме строительства барж, выполнял заказ по постройке тридцати буксирных пароходов мощностью 150 лошадиных сил для Московско-Окского, Волжско-Камского пароходств и разборных для Аму-Дарьи. Главные и вспомогательные механизмы для пароходов завод получал со стороны. Много усилий пришлось приложить рабочим и служащим, чтобы котлы доставить на завод. До станции Гороховец их доставляли по железной дороге, а от станции до завода зимой по глубокому снегу котлы возили на санях. Двести-триста человек брались за канаты и под песню «Дубинушка» тащили махину в 16 тонн в завод.* формовщик Иван Артемьееич Старое, электрик Николай Васильевич Лапчёв, плотник Пётр Николаевич Юрлов, разметчик Евгений Георгиевич Поляков и многие другие. Электросварщик второго цеха тов. Зайцев выполнил январскую программу на 375 процентов. Почти три месячных задания выполнили в’ январе разметчик того же цеха тов. Воронин и токарь тов. Груздев. Среди рабочих молодёжного цеха высокой выработки достигли токарь Беседин и слесарь Белякова. Первый выполнил задание на 231 процент, вторая — на 270 процентов». За годы первых пятилеток завод построил сухогрузных и наливных барж, пароходов, шаланд по 15 проектам 290 единиц.
А. АЛЕКСАНДРОВ. (Продолжение следует).